Больше, чем приют

В монастыре можно описывать храмы, убранства, оригинальные интерьеры, древние иконы. Черноостровскому монастырю посвящено в этом смысле немало прекрасных строк. Но интереснее – да и полезнее – посмотреть на людей, его населяющих. Вот все они, если не всматриваться, в лучшем смысле слова «на одно лицо». Но это и правильно: в единомысленном общежитии разные люди принимают одни и те же черты не только души, но даже и облика внешнего, манеры речи, интонаций, жестов. Как верные супруги в добром браке.

Но ведь и в то же время – все разные: индивидуальность, личность никуда не исчезает, но раскрывается в большей мере. И это – правильно тоже.

Вот дети из монастырского приюта «Отрада» – тоже вроде бы все разные, но уже есть в них что-то общее, от единой семьи. Строго говоря, воспитанницы приюта из неблагополучных семей. Но эта уточняющая формулировка не «клеится» к той картине благополучия, которую видишь в стенах «Отрады». Даже слово «приют» само собой выветривается из этого, сказать прямо, родительского дома.

В храме

 

Открылся он при монастыре в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. За эти годы в приют поступали дети с разными диагнозами: олигофрения, эпилепсия, ЗПР и психотравмы. И в приюте они получали не только образование, воспитание, но также и лечение. Старшая сестра в приюте – монахиня с большим духовным опытом, воспитатели – в основном кандидаты, имеющие желание остаться в монастыре и принять монашеский постриг.

Выпускной бал из гимназии

В «Отраде» воспитывается 50 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет, собранных с разных концов России. Они живут на территории монастыря, но в от-дельном корпусе, с сестрами-воспитателями. Учатся в открытой при монастыре гимназии, по окончании которой сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. При гимназии действует театральная студия. В монастыре для студентов-выпускниц приюта функционирует Лаборатория удаленного доступа Российского Государственного Социального Университета, где они получают полное высшее образование по специальности «православный журналист».

В гимназии, помимо общеобразовательной программы, дети вовлечены в целую палитру занятий: хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование.

То есть занимаются всем тем, на что в обычной семье не всегда найдется время и возможности. А ведь еще изучаются греческий и церковно-славянский язы-ки, основы византийской музыки. К прекрасному дети расположены с самых малых лет. Они уже активно «пробуют перо» в искусстве стихосложения, их успехи можно оценить по дебютному сборнику «Крупицы Божьего дара».

Пению и тому, как профессионально в приюте поставлено это дело, можно посвятить отдельную главу. Вот уж действительно лучше один раз услышать. Детский хор в 2002 году был удостоен премии Фонда «Русское исполнительское искусство», а в 2006-м занял первое место на 18-м Международном фестивале православной музыки. Коллектив принимал участие и в зарубежных фестивалях и концертах – в Тель-Авиве, Горненском монастыре Израиля, монастыре Ормилия в Греции, неоднократно в Ларнаке и Лимассоле на Кипре, в итальянских городах Бари, Лорето и Террачина, в испанском городе Сеговия, в Вене, Зальцбурге, Бон-не, Дюссельдорфе, в Берлине, в Каннах, в городах ре-спублики Беларусь, в Сербии, Абхазии, Армении, Сло-вакии, Словении, Македонии, Узбекистане.

Традиционными стали фестивали-концерты «Свет во Вселенной», проводимые при участии афонского монастыря Ватопед. Это ежегодные передвижные конференции-концерты в разных городах Греции с участием детского хора «Отрада».

Выступление хора в Македонии

Чувство такое, что воспитанницы гимназии умеют делать все. Красивый, благородный танец – пожалуйста. Театральную сценку – раз-два, начали. Даже не знаешь, что бы еще у них спросить такого, чего они точно не умеют.

К праздникам Рождества и Пасхи воспитанницы ставят музыкальные спектакли на сценарии, написанные сестрами монастыря и самими детьми. Самими детьми! Интереснейшее и полезнейшее занятие. Причем они еще помогают сестрам шить костюмы и изготавливать декорации.

Подобные – легкие для восприятия, запоминания – представления воспитанницы устраивают не толь-ко для сестер, но и для гостей обители из воскресных школ, гимназий, интернатов. А в дома престарелых, к больным детям «Отрада» едет сама – утешить, поде-литься радостью и даже подарить подарки.

В день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» – 3 февраля – дети украшают приют и большую трапезную, составляют меню и, по благословению матушки, готовят и накрывают праздничную трапезу. В этот особый день на кухне, в храме и на других послушаниях дети справляются сами: готовят службу, поют на два клироса, читают Апостол, звонят, несут икону, свечи и фонарь на Панагии.

Дети по очереди ухаживают за растениями и цветами, за домашними животными, кто-то отвечает за чистоту в классах и кельях, за порядок в библиотеке, а кто-то помогает на кухне, учась при этом поварскому искусству.

Яркие дети

Устроившись поудобнее в актовом зале приюта, слушаем песни того самого знаменитого хора «Отрада». Репертуар самый разнообразный – от сугубо духовных песнопений до небезызвестной Ваенги.

Беседуем с участницами хора:

– Как занятие музыкой, вокалом влияет на ваше мировоззрение, внутренний мир?

Анисия:

– Влияет очень ощутимо. Музыка помогает развиваться интеллектуально, развивает гармонию, помогает лучше чувствовать ближнего, ведь с ним надо спеться, подстроиться.

– У вас обширная география путешествий – что вам запомнилось больше всего из поездок?

Анастасия:

– Вокруг Афона плавали, было непередаваемое ощущение присутствия Божия. Ну, много где были. В Зальцбурге, на родине Моцарта. В Вене, в Венеции. Очень красивые католические соборы.

– Красивые росписи, правда?

– Ну, как сказать. Не наша культура, слишком чувственная. Мы еще, кстати, в Каннах были.

– На красной дорожке?

– Нет, она как раз на ремонте была.

– Обидно. А вот если говорить про уже профессиональную жизнь артистов, то репетиции в каком режиме проходят?

– 2-3 раза в неделю приезжает хормейстер Арка-дий Владимирович Сагайдак, занимается с нами. Он, конечно, профессионал.

Среди хористок есть и студентки 1 курса РГСУ специальности «православная журналистика».

– Какие дисциплины проходите?

– «Психотехнологии коммуникативного менед-жмента», «технологии самоорганизации перспектив-ного взаимодействия», информатика, физкультура…

– Я так думаю, первая из них – самая главная. А из тех, кто еще не поступил в вуз, кто кем хочет быть?

Катя:

– С самого детства я хочу быть военным.

Чтобы доказать серьезность своих намерений, Катя тут же самоотверженно делает несколько отжиманий на кулаках. Такие жизненные цели и хорошая физическая форма – пример всем мужчинам.

А Наташа, например, долгое время прожила в Австралии. Но по ее словам, родители не хотели, чтобы дети начали жить по западному образцу, а стремились воспитать их в православной культуре. Поэтому переехали в Россию.

Воспитанницы приюта могут похвастать и своим собственным конкурсом КВН – выездной игрой в Крыму. А одни из самых ярких свежих впечатлений – посещение греческого острова Санторини, поездка по горному серпантину с отцом Дамаскином, игуменом местного монастыря пророка Илии, и козы, которые пришли послушать концерт русского хора.

На выпускном вечере, который раз в жизни случается у каждого, помимо тематического костюмированного представления, можно стать свидетелем красивой традиции выпускать голубей. Считается, что если голуби не улетели, остались в монастыре, то и выпуск этот останется. Именно поэтому только что привезенных к этому событию голубей девочки пытаются тут же приручить и прикормить…

Ученья свет

Сворачиваем в кабинет музыки, нарушая ход занятий. Но по-другому – никак.   Учительница Елена Шапкина:

– Разбираем 40-ую симфонию Моцарта, определяем интонационное сходство разных частей. Учимся видеть в ней борьбу чувств, ее лирикодраматический  характер.

Урок музыки

– А вот у нас сразу вопрос к ученицам: как на вас влияют уроки классической музыки? Что она меняет в себе самом, в отношении к миру?                                       Аня:

– Она мне стала нравиться еще больше. И вообще нравится старинная музыка. Из современной почти ничего не нравится.

– Ну есть хоть кто-то из современных исполнителей, кого можно послушать?

– Песня «Дорога» певицы Максим. Или Ваенга, например.                                       – А теперь вопрос на «засыпку»: какое последнее произведение Моцарта?           – Реквием.

Ну вот, знают. Зачет.

А в этом кабинете – греческий язык. Ученицы единогласно утверждают, что изучать его даже легче, чем английский язык. Несложные диалоги, в том числе в реальной ситуации, они уже могут поддерживать, осталось только увеличить словарный запас. Чтобы окончательно поразить журналистов, девочки поют песню на греческом языке на мотив знаменитой «Катюши». Содержание песни неслучайное – о христианской миссии детей, которая дойдет до края земли   подобно святым Апостолам. Матушка Николая, кстати, тоже греческий знает, по ее скромном признанию она его «понимает, но поговорить может только о погоде».

А вот английский язык преподает Екатерина – русская, которая в детстве с родителями переехала в Соединенные Штаты, поэтому английский ей даже более родной, чем язык Пушкина и Достоевского. Встретив в Америке своего избранника, тоже русского, вернулась в Россию. На родной стороне Екатерина начала ходить в Новодевичий монастырь в Москве. По совету старца приехала в Черноостровскую обитель, захотела как-то помочь приюту и в итоге уже долгое время работает здесь с воспитанницами. Ее дочка тоже здесь. Муж, работая в столице, периодически навещает их.                                                                – Как он отнесся к вашему желанию посвятить себя такому служению?                – Хорошо. Ему самому нравится это место, он старается как можно чаще приезжать сюда.

– А дети легко обучаются английскому? Я вот в течение всего школьного курса так и не научился свободно разговаривать, хотя грамматику выучил.

– Да, есть такая проблема в российских школах: повышенное внимание грамматике и минимум языковой практики. Русские дети знают английскую грамматику даже лучше американцев. Наши воспитанницы в целом неплохо учатся, особенно мне нравится в них желание именно разговаривать на английском. Надо чаще слышать свой английский, не бояться его звучания, акцента и не думать постоянно о возможных ошибках.

Дети, обучаясь по такой методике под руковод-ством носителя языка, быстро и уверенно овладевают английским. И он пригождается в многочисленных миссионерских зарубежных поездках.

Сергей Кириллов, Даниил Африн “Монастырский вестник”