КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОДВ?ЖН?К? МАЛОЯРОСЛАВЦА ЗА ВЕРУ ХР?СТОВУ В ГОДЫ ГОНЕН?Й ? РЕПРЕСС?Й» В СВЯТО-Н?КОЛЬСКОМ ЧЕРНООСТРОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

27 апреля в духовно-просветительском центре «София» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре прошел круглый стол «Подвижники Малоярославца за веру Христову в годы гонений и репрессий». Круглый стол прошел в рамках культурно-просветительской программы православной ярмарки «Мир и клир», впервые организованной в городе. Соорганизаторами круглого стола и ярмарки выступили Калужская митрополия Русской Православной Церкви, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, Администрация муниципального района «Малоярославецкий район», Администрация города Малоярославца, Выставочная компания «Узорочье».

В качестве аудитории круглого стола были приглашены старшеклассники города и Малоярославецкого района. Целью мероприятия было привлечение внимание подрастающего поколения к памяти репрессированной духовных лиц Русской Православной Церкви и интеллигенции, пострадавших в годы гонений и репрессий за веру.

Это было уже не первым мероприятием, в стенах духовно-просветительского центра «София», где 5 февраля прошла конференция «Новомученики и исповедники Церкви Русской, просиявшие на земле Калужской: взгляд в будущее», организованная по благословению Калужской митрополии. Этой теме уделяется внимание в рамках занятий по основам православной культуры и краеведению в программах Православной гимназии при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре. Данная тема ― одно из ключевых направлений, которому планируется посвящать временные экспозиции и мероприятия интерактивного музея «Победоносное Малоярославецкое сражение в Отечественной войне 1812 года», созданного при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.

Так получилось, что на несколько десятилетий в годы советской Малоярославец стал одним из главных центров «101 километра» ― расстояния, на которое высылали определенные категории пораженных в правах граждан, в основном членов семей репрессированных по ст. 58 УК РСФСР – тех, кто сами не попал в лагеря, либо был амнистирован или уже отбыл свой срок в лагере или более дальней ссылке в Казахстане или на Севере. ?м запрещалось селиться в пределах 100-километровой зоны вокруг Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик (Киев, Минск и так далее), других крупных, а также «закрытых» городов (Севастополь, Днепропетровск). Таким населенным пунктом в западном направлении был небольшой провинциальный городок Малоярославец. Здесь в разные годы после тюрем и ссылок селилось много духовенства. 

Свой труд и духовный подвиг совершили здесь  прославленные  священномученики Роман Медведь и  протоиерей Зосима Трубачев, иерей Николай Бруни и его матушка, архиепископ Мелитон Соловьев, епископ Серафим Юшков, игуменья Елена Коновалова с сестрами Красностокского Богородице-Рождественского монастыря, писатель Олег Волков и его жена Софья Всеволодовна Волкова (урожд. Мамонтова), семья священника Михаила Шика.

Конференцию открыло приветственное слово игумении Николаи (?льиной), настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря и выступление заведующей районным отделом образования Юлии Викторовны Медовой.

На круглом столе были представлены доклады Елены Валентиновны Метальниковой, сотрудника Отдела по изучению истории епархии в XX веке и канонизации святых Калужской епархии, Старостенковой Елены Евгеньевны, к. экон.н., руководителя благотворительного фонда «101 километр», Елены Сергеевны Андреевой, учителя биологии и ОПК МОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева» ― одного из наиболее активных в области православного краеведения педагогов Малоярославецкого района, игумении Анастасии (Харкевич), настоятельницы женского Белостокского Рождество-Богородичного монастыря в Польше (присланный доклад зачитан одной из сестер Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря).

Однако пожалуй, не менее важной частью круглого стола стали доклады школьников, учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева» Елизавета Михайловская (8 класс, доклад «Забытые имена: игумения Елена (Коновалова) (1867-1937), протоиерей Василий Машков (1893-1965)»), Павел Проворотов (6 класс, доклад «Священники Казанского собора в г. Малоярославце ― новомученики и исповедники Церкви Русской»). Эти работы ― результаты индивидуальных исследовательских проектов, которые школьники должны были реализовать при изучении темы подвижничества за веру Христову в годы гонений и репрессий. В рамках курсов основ православной культуры, истории, краеведения учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания, и затем совместно с учителем создают и защищают исследовательские проекты по данной теме. Лучшие из работ и были представлены в программе круглого стола.

Одно из выступлений заключала цитата из речи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II: «Важным вопросом является активизация православного краеведения в епархиях Русской Православной Церкви. Местные жители должны знать истоки Православия и Святыни своего Родного края. Нужно приобщать людей к Святыням и воспитывать в них дух патриотизма. Нужно знать свои Святыни; иначе мы будем ?ванами, не помнящими своего родства». Данный круглый стол, а также стоящая за ним подготовительная работа исследователей краеведов из Калуги и Малоярославца, педагогов Малоярославецкого района, просветительская деятельность Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря ― это вклад в решение данной важной задачи.

Закрывая работу круглого стола игумения Николая подвела итоги работы мероприятия и напомнила слушателям, что подвижники благочестия, жизнь которых оказалась связана с Малоярославецким районом в самые тяжелые годы гонений на веру, проявили стойкость и верность Господу, освятили своей молитвой и верой данную землю, войдя в Царствие Небесное, стали ходатаями за Малоярославецкий край. ?менно поэтому мы должны их особенно почитать, стараться хранить память о них, искать в их подвиге силы и вдохновение для своего личного подвига жизни по заповедям Евангелия, для исповедания веры в сегодняшних условиях. В их подвиге мы видим пример, как они все обстоятельства своей жизни использую для того, чтобы остаться Господу верными даже в малом, не оправдываясь тем, что эти обстоятельства якобы препятствуют спасению, что они неудобны для того, чтобы исполнять заповеди Евангелия, оставаться христианами. Оставшись верными в малом, они становятся способными и на большее, так как Господь видит произволение человека, видит его стремление, которое становится ясным уже в мелочах, и дает в определенный момент силы, чтобы у человека хватило духу проявить мужество и в критический момент, не сломиться перед лицом смерти, перед лицом серьезных лишений.