Я тоже прочитал «Исповедь». Скажу сразу – написано человеком, не лишенным таланта писателя. Манера повествования, сюжет вызывают интерес. И могу сказать, что после прочтения книги я был какое-то время (может, пару дней) под впечатлением от прочитанного. Совершенно очевидно, что какие-то эмоциональные струны книга во мне задела. Но после того, как первые ощущения от прочитанного притупились, эффект новизны прошел, я начал задавать себе вопрос – зачем это нужно было рассказывать, тем более, в такой изобличительно-разрушительной форме, публично, для всех? Ни для кого не секрет, что послушничество, монашество – это очень трудный путь, а монастыри не место для отдохновения. Всех, кто выбрал для себя такой путь, ждут там тяжелый труд, покорность, смирение и молитва. Это не просто. Но в монастырях никто никого не держит. У каждого есть свобода выбора – уйти или остаться. И несмотря на это, поток людей, желающих посвятить себя служению Богу, не иссякает. И совершенно невозможно пройти этот путь, если не будет дисциплины, порой, весьма жесткой (тем более, в женском коллективе, где эмоциональный фон гораздо выше, чем в мужском), если ты не покоришься всему тому, что даётся тебе свыше. Однако на этом пути есть не только испытания, но и радости. Только вначале пути служения Богу трудно, но потом, когда придет уверенность в правильности выбранного пути, вкус к покорности, послушанию и молитве будет настоящей радостью. Только по-настоящему верующий человек, который хочет быть ближе к Богу, примет всё, что дано ему в этой жизни.
Я думаю, автор «Исповеди» не смогла пройти эти трудности. Радует то, что у кого-то это получилось, иначе не было бы стольких женщин, ставших монахинями и живущих в великой благодарности за тот путь, который им выпал. Но никогда не нужно думать, что тот, у кого это получилось, являются людьми лучшими, высшими. Просто то, что дано одним, может быть не дано другим. Это не хорошо, и не плохо. У каждого есть свой крест, своя дорога. Но на этом пути нужно оставаться прежде всего человеком с большой буквы. К сожалению, то, что описано в «Исповеди», напоминает мне жалобную книгу человека, не справившегося с выпавшими на него испытаниями. Да, человек слаб, ему всегда хочется винить в своих неудачах кого угодно, только не самого себя. Однако хочу еще раз повторить – у человека всегда есть свобода выбора, которую дал ему Господь, Всевышний. Если трудно, не подходит житие в монастыре со всеми сложностями, присущей этой жизни – уйди. Никто тебя не будет в этом винить. А вот рассказывать публично о своих обидах, нереализованных мечтах, связанных с духовной жизнью, на мой взгляд, не стоит. От этого человек не становится лучше, а вот другим людям, которые ни в чем не виноваты – монахиням, ищущим Бога и детям монастыря, такая история может навредить. Пусть каждый человек, желающий быть ближе к Богу, сам, своим умом и головой почувствует то, что должен, и примет своё решение – правильным он идет путем или нет.
Меня всегда огорчало, что люди, изобличая публично кого-то, кого они считают виновниками всех своих бед, используют для этого что-то наиболее чувствительное, которое прямо не имеет отношения к их бедам и огорчениям, но точно будет иметь резонанс на стороне. Автор «Исповеди» избрала в качестве орудия мести за все свои обиды, как это не грустно, детей. И не просто детей, а в основном сирот, находящихся на воспитании в монастырском приюте. Вполне вероятно, что многие, прочитав эту книгу, скажут, что над детьми там издеваются, их морят голодом, заставляют работать на послушаниях. Получается, что дети там – это маленькие невольники, которых жестоко эксплуатируют монахини во главе с игуменией. Мне кажется, что это очень поверхностный взгляд. Я думаю, автор книги просто не захотела понять, что эти дети не просто с трудной судьбой, но еще и с не простой наследственностью. Автор «Исповеди», описывая «ужасы» жития этих детей в монастыре, не стала акцентировать внимание читателей на этом, а напрасно. Стоит отметить, что дети там, зачастую, из крайне неблагополучных семей, с нарушениями психики и развития, у которых родители, если они и есть, страдают различными пагубными зависимостями, часто лишены родительских прав либо отбывают наказание в специализированных учреждениях. Многие дети попадают в этот приют не по своей воле – с вокзалов, детских приемников и интернатов. Они с ранних лет оказываются в такой трудной жизненной ситуации, что та благость, которая им дается в монастыре, является для них подарком судьбы, а не наказанием, как, может быть, считает автор книги. Бывает, что в монастырь приводят детей и родственники, и даже родители. Об этом также есть упоминание в книге. Но это уже исключение, а не правило. Большая часть детей там – это те дети, которым помощь нужна, как, наверное, никому другому в этом мире. Строгость монастырского устава, послушания, богослужения позволяют забыть им о жестокостях прошлого, утратах, детских горестях и обидах. Так в монастыре лечат эти израненные души. Или автор книги полагает, что всё это неправильно, и лучше закрыть приют и отправить всех детей в детские дома? По вполне понятным причинам сомневаюсь, что так будет лучше, и им будет хорошо. Монастырь, даже при видимой аскетичности воспитания, даёт этим детям корневую систему, основу существования жизни в этом сложном для них мире – в любви к ближнему и Богу. Можно посмотреть на фотографии этих детей и сравнить их до прихода в монастырь и после окончания школы-приюта, на выпускном балу. Возникает такое ощущение, что это совсем разные люди. В первом случае – замкнутые, пугливые, несчастные во всех смыслах дети, лишенные даже капельки внимания и тепла. И, совсем другое дело, увидеть их во время выпуска из школы, со светящимися изнутри от доброты и любви лицами. Не в этом ли заслуга монастыря, который помогает им во всем, чем может? Не в этом ли заслуга игумении монастыря, которая помогает, может, и строго, но что поделать, монастырь всё-таки, прийти к Богу не только монахиням, послушницам, но и этим несчастным, обездоленным детям.
Я не понаслышке знаю, какова жизнь монахинь и детей в этом монастыре. На протяжении последних пару лет я вместе со своей женой посещаем этот монастырь, участвуем в его жизни. Я – светский человек, и так уж получилось, что благодаря этому монастырю укрепилась моя вера в Бога. Мне часто случалось видеть монахинь, послушниц, детей монастыря не только на праздниках, но и во вполне обычной обстановке. Могу сказать, что в жизни у них, как и в любом другом обществе, бывают и радости, и печали, случаются даже ссоры, а потом и обиды. Но это жизнь. Все люди не идеальны, и у девочек и женщин монастыря, больших и маленьких, всё это бывает. Но одно остается в монастыре неизменным – везде чувствуется внимание и любовь, ощущается какая-то благодать, если так можно назвать это ощущение. Причем, если я по каким-то причинам не мог часто посещать этот монастырь, у меня появлялись сомнения в правильности выбранного духовного пути. Но с каждым возвращением туда, в наш любимый с женой монастырь, вера с новой силой укреплялась. В этом истинная сила этого монастыря.
Я не хочу, чтобы от такой книги, от неправильных выводов читателей этой книги, закончилась история этого монастыря, приюта в том виде, в каком он существует сейчас. Никому от этого не будет хорошо. Люди приходят и уходят из этого мира, а дела их остаются. И такие изобличители, «прозревшие», как автор «Исповеди», всегда были. Но где они сейчас, кто их помнит? А вот тех, кто искренне верит в Бога, гораздо больше, и многих из них знают и почитают до сих пор – Серафима Саровского, Святителя Игнатия, Святителя Луку. Всех и не перечислишь. Поэтому мне жаль, что автор «Исповеди» избрала путь не созидания, а разрушения. Надеюсь, принципы, которые когда-то в неё закладывало христианство, вновь станут для неё жизненными. Мне бы очень хотелось, чтобы она, как Христос, просто простила всех людей, которые может быть её в чём-то обидели, и пошла с миром своей дорогой.