Первая неделя Великого поста

Наступает Великий пост. Этот пост является самым важным и самым древним из многодневных постов, он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Великий пост – это время молитвы и покаяния, когда каждый православный человек старается очистить свою душу, испрашивает у Господа прощение грехов, чаще приступает к исповеди и Святому Причастию.

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью и Богослужением. Так с понедельника по четверг во время вечерней службы читается особый Покаянный канон, составленный преподобным Андреем Критским.  В своём каноне преподобный приводит множество примеров из Ветхого и Нового Заветов и показывает нам, как, размышляя над Священным Писанием, мы можем найти много образов покаяния и возвышенных уроков созерцательной жизни.Если говорить о вкушении пищи во время Великого поста, то мы знаем, что Великий пост – это пост строгий. Пост установлен Церковью неслучайно,  это не просто ограничение в еде, переход от более питательной пищи к менее питательной, прежде всего, пост есть средство для борьбы со своими страстями, по сути, с самим собой, со своим эгоизмом. Телесный пост, то есть ограничение себя в пище делает нас более легкими и более способными к духовной жизни. «Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас не малое значение, так как он дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем и проявляем власть над своими привычками и вкусами, а это очень полезно для души. Это нас делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек. Некоторые люди добровольно закаляют себя всевозможными лишениями. Но нам не нужно изыскивать способы этих лишений – достаточно быть только верными исполнителями правил Церкви».(Протоиерей С. Четвериков “Великим постом”).

Первое воскресенье Великого поста называется “Торжеством православия”. Это празднование было установлено при царице Феодоре в 842 году в памятование о победе иконопочитания над иконоборчеством.  В истории это событие имело очень важное значение для сохранения чистоты учения Православной Церкви. В конце Литургии священник совершает молебное пение перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере всех православных христиан и обращении на путь истины тех, кто отступил от Церкви. Затем диакон читает Символ веры и произносит многократно анафему, то есть объявляет об отлучении от Церкви всех тех, кто осмелился исказить истину православной веры. Затем возглашается  “Вечная память” тем, кто скончался, защищая Церковь от гонений и “многая лета” всем живущим.