ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ В СВЯТО-НИКОЛЬСКОМ ЧЕРНООСТРОВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

19 января весь Православный мир празднует двунадесятый праздник Крещения. Двунадесятый, значит, стоящий в череде 12 наиболее важных праздников церковного года — Рождество Христово, Рождество Богородицы, Троица, Вознесение, Успение Божией Матери и другие. От Рождества Христова праздник отделяют 12 дней Святок — дней настолько отмеченных праздничным духом, что даже отменяется пост в среду и пятницу. Только накануне самого Крещения, в Крещенский Сочельник есть однодневный пост, но и он с первым Великим освящением воды, с сочивом на столе, ощущается скорее как праздник, чем как строгий постный день.

В этом году Крещенский или Богоявленский сочельник пришелся на пятницу. В Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в этот день служба началась в 8 утра с чтения Царских часов. Эти часы называются Царскими, так как звучащие на них отрывки из Ветхого и Нового завета, особо подчеркивают Царское достоинство Христа — Бога Слова, а еще потому, что в Византии во время их чтения в храме должен был присутствовать император — василевс, Царь. После часов, как и в других храмах, в Никольском соборе монастыря служилась вечерня и Литургия Василия Великого, после которой уже в нижнем Храме Всех Святых было совершено Великое освещение воды. С пением стихов «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» сестры монастыря выстроились посреди Никольского собора и прошли в храм Всех Святых, куда за ними последовали и все прихожане.

Дни святок ощущаются как единый праздник, хранят воспоминание о том, что когда-то это и были не два праздника, отделенные 12-ю днями, а единый праздник Богоявления, Боговоплощения, явления Господа миру. В евангельской истории 30 лет отделяют эти два события — Рождество Христово и Крещение Христово во Иордане от Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Богоявлением этот праздник называется, потому что в этот день впервые произошло явление Пресвятой Троицы. Во время Крещения Бог Отец с Небес назвал Иисуса Христа Своим возлюбленным Сыном, когда Он омывался в водах Иордана, а Дух Святой сошел на Бога Сына в виде голубя, о чем и напоминает тропарь праздника: «Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе».

Этот тропарь поется и во время Великого освещения воды, во время кропления всех помещений обители Крещенской водой, во время омовения в Крещенской купели. В эти два дня Крещенского сочельника и самого праздника Крещения данный тропарь можно было почти постоянно где-то услышать в Свято-Никольском монастыре — во время раздачи воды сестрами монастыря, разливавших воду в бутылочки и банки, во время погружений в источнике Святителя Николая. Почти всю Крещенскую ночь, во время удивительной красоты ночной праздничной службы в переполненном Никольском соборе, к источнику стояла очередь желающих окунуться. И днем 19 января туда всё продолжали идти желающие.

Крещенская вода — главное чудо этого праздника. В каждой купели, в каждом сосуде храма совершается это же самое великое чудо — «вод освящается естество». Дивные по красоте молитвы чина освящения «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих» напоминают о том, что человеческий язык не способен вместить всю красоту, все величие творения Божия и Его чудес, совершающихся по сей день. «Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны» — напоминает молитва освящения. Неописанный, Безначальный и Неизглаголанный Бог пришел на землю, принял «зрак раба», чтобы по Своему неизреченному милосердию прекратить те мучения, которые доставлял и доставляет доныне враг рода человеческого, пришел спасти всех, будучи послушен Своему Небесному Отцу даже до смерти. «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым» — повторяет священник, — «Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение».

Вот и церковный народ, порой не зная величия и смысла читаемых молитв, не рассуждая богословски, в простоте чувствует ту великую силу, которая скрывается в этом чуде — «Великой Агиасме», великой Святыне — крещенской воде, от которой трепещут и демоны, которая приносит освящение, очищение, благословение всем, кто принимает и хранит ее с верой и благоговением. В Крещенский сочельник и в сам Праздник Богоявления народ непрекращающимся потоком идет в Свято-Никольскую обитель Малоярославца ради этого чуда — Великой Святыни.