Прощеное воскресенье

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,
простит и вам Отец ваш Небесный»
Мф. 6, 14.
«Прощеное воскресенье» – так стало принято в народе называть последнее воскресенье перед вступлением на поприще Великого Поста. В Богослужебном уставе Святой Православной Церкви это же воскресенье посвящается воспоминанию изгнания прародителей из рая. Как связаны эти два названия и определения одного, последнего дня накануне Поста? Много веков назад древними отцами и учителями Церкви тонко и мудро была продумана подготовка верующих к таинственному, освященному и освящающему, особому периоду в жизни Церкви и человека – Великому Посту. Песнопения, молитвы, Богослужебные чтения, предпостовые и постовые, были собраны в специальную книгу, называемую «Постная Триодь». Каждый день за святым Богослужением вспоминаются события из Нового и Ветхого Завета, являясь для нас прообразами, уроками и пособием в прохождении святого пути Великого Поста.
В последнее воскресенье перед началом Великого Поста, как было упомянуто выше, Святая Церковь приводит нам на память изгнание первых людей Адама и Евы из рая. «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися. Исходя Адам руками бия в лице, глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго» – «Когда затворился рай, солнце скрыло лучи, луна со звёздами превратилась в кровь, горы ужаснулись, холмы вострепетали. Изгнанный Адам руками бил по лицу, говоря: «Милостивый, помилуй меня, падшего».
Первый человек Адам, нарушив заповедь своего Создателя и Бога, упав в преступлении, не стал каяться. Когда Бог ходил по раю и позвал Адама (потому что он спрятался), Адам робко открыл свое преступление, обвиняя в нем жену. То же сделала и Ева, но перекладывая ответственность и вину уже на Самого Бога. Поскольку Бог не увидел покаяния, не услышал, чтобы праотцы попросили прощение, Он повелел изгнать их из рая.… Этот диалог между Богом и первозданными людьми дает нам ценнейший урок и научает, что Бог, когда человек преступает Его заповедь, не покидает его, не наказывает тут же, а приближается к нему. Человек не слышит, как Он ходит (как услышал праотец Адам), однако хорошо слышит, когда Он, через совесть, зовет и обличает: «Здесь ты сделал плохо, там поступил нехорошо. Почему ты это сделал или сказал?» Через совесть Бог зовет: «Покайся!» И если человек ожесточается, поддаваясь лукавому эгоизму, нашептывающему: «Нет! Ты прав, виноват другой…», – следует наказание. Человек удобопреклонен, изменчив и ненадежен. Бог это знает. По Своей Отеческой любви Господь не оставил человека и после преступления прародителей и изгнания их из рая. Бог дал человеку благодать покаяния, дал силу подниматься. «Почему ты не встаешь?» – обличает Бог через совесть, обращается через Священное Писание, через духовных наставников и обстоятельства жизни, побуждая к покаянию. Таким образом, покаяние есть единственный способ и путь возвращения человека к Богу. Именно поэтому Великий Пост называется Великим, называется весной покаяния, матерью целомудрия, крепким оружием, отражающим козни лукавого врага.
«Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа. В нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога, духовно радующеся» – «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностью преуспевая в них, всем нам соделаться достойными увидеть драгоценные страдания Христа Бога и духовно возрадоваться о Святой Пасхе».
Наш пост есть наша маленькая жертва Богу ради Его Священнейшей Жертвы: страданий и смерти на Кресте ради искупления падшего человека и возвращения всего человечества в рай, некогда закрытый преступлением Адама. В Священном Писании Господь указывает нам на одно условие, при котором Бог принимает нашу жертву (пост, молитву, поклоны, добрые дела):
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
Прощая обиду, зло, причиненную боль, человек уподобляется Самому Христу. «Хотя обязанный просить у тебя прощения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, – однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить».
Прощение, примирение с ближним пусть станет началом нашего покаяния, нашего смирения, которое святые называют приятным благоуханием Богу; станет началом самоотречения и воздержания, так как человек, попросивший прощение, не станет тут же злиться, раздражаться, сплетничать. Упрекаемый голосом совести, человек по крайней мере будет стараться сдерживать живущие в себе страсти, и уже одним этим привлечет Божию благодать, которая укрепит его в прохождении Святого Великого Поста. Каково начало, таков и конец – как проведешь первую неделю, так проведешь и весь Пост.
Первая неделя Великого Поста отличается от последующих седмиц своей сугубой строгостью, воздержанием, особым молитвенным настроем, чему способствует чтение с поклонами Великого Канона прп. Андрея Критского и короткая, но глубокая покаянная молитва прп. Ефрема Сирина неоднократно повторяемая на святом Богослужении.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков. Аминь»
Как потрудишься над своей душой в первую неделю, а затем и в продолжение Поста, совершенствуя собственную душу и очищая её, так, соответственно, встретишь и глубоко переживешь в душе Светлое Христово Воскресение. Прощение же и примирение с ближними есть не только святое начало подвига поста, но и начало новой жизни во Христе. С прощения Пост начинается, им же, как одним из плодов Поста и безграничной радости Светлой Пасхи, он и завершается:
«Воскресения день, и простветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – «День воскресения! Умилимся торжеством и друг друга обнимем; скажем и ненавидящим нас: братья! – простим все ради воскресения и воскликнем так: Христос воскрес из мертвых, смертью уничтожив смерть и находившимся в могилах жизнь даровав!»