Слово Схим. Илариона, игумена келии Св. Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон

Слово Схим. Илариона, игумена келии Св. Харлампия Нового Скита Святой Горы Афон, на международной монашеской конференции

Для нас великая радость, и не только радость, но и благословение, что мы снова у вас, в вашем монастыре.

Для нас, монахов есть две важные вещи. Мы не можем говорить ни о чем другом, как о том, что должны мы постоянно молиться, а также постоянно пребывать в послушании. Вы, наверное, удивляетесь, что мы постоянного говорим Вам о послушании. Но послушание всегда идет вслед молитве. Всегда молитва зависит от послушания. А значит, каждая из вас должна посмотреть у себя, насколько точно мы исполняем послушание. Это должна быть наша цель. Монах должен знать два слова: «благословите» и «пусть будет благословенно». И тогда жизнь наша будет ангельской. Когда мы говорим «ангельская жизнь на земле», это не значит, что у нас не будет искушений. Наоборот, вот тогда у нас будет очень много искушений и проблем, очень много будет печали, гонений, так как когда идет постриг и читают последование, что тогда говорят? Будете алкать, жаждать, вас будут гнать и т.д. Но с этой секунды, когда мы принимаем схиму (микросхиму), начинается вся война. Нас будут гнать, на нас будут клеветать, мы гудем голодать, мы будем в одиночестве, нас никто не будет жалеть. Почему? Потому что этой дорогой прошел Господь. И только таким образом мы покажем, насколько мы любим Бога и насколько мы готовы следовать за Ним. Что Господь нам сказал? Если мы хотим идти следом за Ним, мы должны поднять свой крест и идти вслед за Ним. Господь все наши грехи поднял и взвалил их на Свои плечи, так и мы должны поднять всю эту тяжесть, и только тогда Крест Господень будет для нас лёгким, потому что тогда весь этот крест будет поднимать Божия Любовь. В духовной жизни происходит что-то удивительное, то, что не объяснишь никакой логикой. Кто еще может сказать: когда тебя поносят, ты должен радоваться? Кому сказать: когда тебя гонят, ты должен радоваться? Еще и любить надо того, кто это делает. И это не должно быть выражено в одном только слове, что я люблю. Но это должно выражаться еще и в действиях. И любовь эта должна выходить из нашего сердца.

Любовь должна быть похожа на любовь матери к своим детям. Такую же любовь имеет к нам Господь. Мы Его дети. И мы обязаны иметь такую же любовь к ближнему. Может быть, нас гонят, нас оговаривают. Мы должны с этим соприкасаться духовно, как люди духовные: с миром и с молитвой. Почему? Потому что мы свою жизнь вверяем в руки Божии. Господь всё знает. Раз Он позволяет, чтобы с нами происходили различные искушения. Что-то Он знает. И если Он попустил, то Он нас от них и избавит. Сам знает когда. Главное, чтобы мы остались твёрдыми в желании быть с Богом. Ничего с нами не может произойти, если этого не хочет Господь. Дьявол, когда видит, что что-то происходит хорошее, он выходит на брань. Поэтому вы видите, что когда нет искушений, значит что-то тут не так. То, что старается достигнуть дьявол, это разбить мир в нашем сердце, чтобы прогнать оттуда Господа. И там, где вы видите брань, это значит, что там присутствует Господь, и у Него великое там дело. Старцы нашей Церкви говорят: прежде чем нас постигнет искушение, мы всегда имеем радость. И эта радость нас постигает для того, чтобы  у нас были необходимые силы, чтобы выстоять. И когда мы проходим эти искушения, тогда нас покрывает благодать Божья. Поверьте, это не мало. Это та радость, которая нас поглощает. Так как мы доверились Господу, отдали Ему в руки жизнь, живём так, как нам заповедал Христос, проходим с достоинством искушения так, как нам заповедал Господь, не только словами, но и делами, поступками. Так как в этой брани участвовало и сердце. Так и вы в искушении должны быть обязательно сплоченные между собой, каждый день кроме молитв, когда мы молимся вместе, мы должны в нашей келье, конечно, с благословения Старицы, молиться Господу, чтобы мы всегда были вместе, сплоченные, молиться за Матушку Игумению и друг за друга. И мы между собой смогли бы иметь ту силу, чтобы можно было прощать обидчиков. И с любовью принимать ошибки ближнего. Это дорога к нашему Спасению. И мы не должны за то, что мы делаем, ожидать награды. Всё, что мы делаем во спасение, только потому что мы любим Господа. И раз мы любим Бога, тогда мы оставляем Ему это право – делать с нами все, что Он хочет. Мы живём жизнью, полной Любви, и мы первые чувствуем эту Любовь Бога по отношению к нам. Мы переживаем эту радость, радость райскую… Рай это не красивые здания, не красивый сад. Это ощущение присутствия Бога. Поэтому, когда мы проживаем радость райскую, что бы с нами ни происходило, и куда бы мы ни пошли, если в нас присутствует этот рай, мы везде будем его носить с собой и делиться. Но самое главное для нас – мы не должны оставить Его руку. Мы всегда должны держаться за руку Божию, для того, чтобы Он был рядом с нами, куда бы мы ни пошли. Если мы оставим руку Бога, вот тогда мы будем проживать ад.

Вполне естественно, много лет, которые мы живём в монашестве, иногда мы к этой радости привыкаем. И привычка ведёт нас к безразличию. И мы теряем эту первоначальную радость. Это очень тонкая брань и мы не можем ощутить грань, где она заканчивается. И стараемся тогда уже в других незначимых вещах найти себе утешение. Это нормально, если у нас брань присутствует, она должна в нас присутствовать. Еще тяжелее брань, когда мы достигаем пятидесяти лет и начинаем рассеиваться, поэтому мы должны быть внимательны и должны сразу стараться собрать всё в одно единое. Это, я думаю, та духовная жизнь, которая и должна быть.

Искушения во всех монастырях имеются и у Старца бывают искушения от нас – от монахов. И пусть вас не удивляют искушения от монахов, которые устаревают скандалы, создают большие разные проблемы. Я когда только пошел в монашество и слышал, что монахи сняли с себя рясу и ушли, одни были 30 лет в монашестве, другие 20, 25 лет. И мне говорит один старец, ты, говорит, не удивляйся, что они уходят. Лучше удивись тому, как мы здесь находимся еще. Представь себе, как нас покрывает Господь, если Он от нас отойдёт, мы будем первые, кто побежит вслед им. Поэтому те проблемы, которые создаем мы, монахи, они очень часто даже больше других искушений, но наши старцы нас прощают.

Как монах должен воевать с искушением – это значит он должен научиться прощать легко. Помню, что у одного брата было очень большое искушение, которое он сотворил, проблема в отношениях со старцем. Он закрылся в своей келье и не выходил на улицу. И тогда старец сам стучал ему в дверь и просил у него прощения. Это то, о чем мы говорим, что любовь наша должна быть схожа по отношению матери к детям. Если нам Господь совсем чуть-чуть дал бы понять в полной мере, что проживает монах, когда имеет искушение и как мучается его душа, поверьте, мы бы растаяли от любви, от сострадания, от сопереживания к нему. Поэтому нужно стараться научиться прощать. Мы должны стараться понять того, с кем происходит искушение. Потому что завтра придет и наш черёд. А кто нас тогда поймёт, если мы не поняли другого? Видите, Иоанн Богослов в последние дни, в которые написал Святое Евангелие, в житии его написано, что его поднимали для того, чтобы он мог сказать проповедь. Что говорил? Любите ближнего, любите ближнего, любите ближнего… Его приносили – он говорил эти три слова и его уносили. Что бы мы ни делали и как бы мы ни делали, если в нас не пребывает любовь, мы не Божьи дети. Поэтому те, кто нам создает проблемы, нужно к ним относиться с печалью, с сопереживанием, с состраданием. Так как эти люди мучаются. Дьявол бьет их так, как мы бьем осьминога. Видели кто-нибудь, как бьют осьминога?.. А представляете, если мы к этому добавим еще свои оплеухи? И в прошлый раз я вам говорил, что кто-то жил в одной квартире, молился, держал пост, жил духовной жизнью. А рядом с ним жил человек, который музыку включал, который шумел, мешал ему. И этот благочестивый человек возмутился, разгневался в отношении соседа. И ночью, во сне он видит, что идёт по одной дороге. И Кто-то идёт ему навстречу и спрашивает: «Кто тебя поставил идти по этой дороге? Не Я ли тебя поставил?» И рядом стоял кто-то другой, который одной ногой стоял на дороге, а другой – был в обрыве. И спрашивает: «Что ты хочешь, чтобы Я с этим человеком сделал? Бросить его в обрыв? Или поднять, поставить его сюда на дорогу?» И тут он испугался – нет, подними его, пусть он останется здесь на дороге. И тогда он слышит голос: «Смотри, этот человек тот, который живёт рядом с тобой и доставляет тебе проблемы». И тогда понял этот человек, какая у него ошибка. Он это понял и впредь он молился, и его не трогали ни музыка, ни шум, ни гам его не затрагивали. Каждый человек молится, ведет брань. Одни падают, другие встают, но у нас внутри должна быть одна уверенность – мы встанем и Тот, Кто нас поднимет – это Христос. Если мы обернемся на Него, посмотрим и позовём Его, то Он нас поднимет. Никогда не уповайте на свои силы, не думайте, что вы сами по себе своими силами справитесь. Наш путь должен иметь цель – чтобы полюбить Христа. Мы должны полюбить Христа, как влюблённые, которые любят и постоянно вспоминают лицо того, кого любят. Так и мы должны всегда перед собой иметь образ Христа. Когда мы рядом, когда мы Его чувствуем. Мне 54, мне стыдно, но мне не стыдно исповедать, что я ещё не принял в себя Христа, так как я не пережил всех Его заповедей. И наша молитва всегда должна быть об этом.

Я хочу, чтобы вы поняли, что когда человеком не управляет дьявол, страсти оставляют его и когда он спокоен, то он видит чисто. Внутри нас происходит постоянная борьба. Это то, когда мы постоянно думаем: принять волю дьявола или Божью волю. И когда человек принимает волю дьявола, то он соединяется с ним. А мы внутренне, вместо того, чтобы помочь человеку отделиться от дьявола, даем ему много хороших оплеух и сами толкаем этого человека в руки дьявола. С любовью, с терпением, с пониманием мы должны принять то, что больной человек не всё понимает. И мы не можем на него обижаться. И только тогда мы можем стать врачами, дабы его вылечить.  Вылечив другого человека, лечимся и мы сами. Насколько мы позволяем внутри себя совершать делание любви, настолько мы искореняем свои страсти и заменяем их на добродетель. Старайтесь быть сплоченными. Не осуждайте тех, которые говорят недостойные вещи о вас, но наоборот, сожалейте о них. И тогда вы сами почувствуете, насколько сильно любит вас Господь.  Когда вас восхваляют, вы должны помнить, что придёт момент, когда вас унизят. И когда вас уничижают, вы всегда должны спокойно к этому относиться. И так всегда. Достаточно того, чтобы мы не дали повода дьяволу. Не открывайте дверь своей души, чтобы туда зашёл дьявол.

Делитесь своей любовью. Вы даже не представляете, как здорово знать, что кто-то вас любит. Большего подарка, вообще, не существует. Это самый великий подарок. Пусть к вашим ногам положат весь мир. Это, всё равно, не будет такой ценности, как если вы встречаете человека, который очень вас любит, который вам улыбается, и который из своего сердца достает любовь и с вами делится.

Мы когда поехали в Алтай, там есть икона чудотворная, которая сама обновилась. И когда я увидел взгляд Богородицы, я пребывал в таком состоянии… Увидел, что взгляд живой был, и Богородица на меня смотрела. Я обернулся и посмотрел на тех людей, которые стояли вокруг меня и, знаете, они так же смотрели, как и Она. И тут я понял – какой я счастливый человек – все мы друг друга любим, все меня любят. Я знаю, что вы тоже нас тут любите. А мы вас.

Был один старец, и говорил своему ученику, как ты меня видишь? – Хороший ты, святой человек. – Хорошо. Проходит полгода, старец опять спрашивает, как ты меня теперь видишь? – Ты хороший человек, геронда, хорошо, ну скажем ты же тоже человек. – Опять проходит полгода, старец спрашивает, а сейчас как ты меня видишь? – А сейчас, говорит, как дьявола я тебя вижу, старец мой. И тогда старец сказал, вот сейчас ты меня видишь, как есть. Это бывает тогда, когда мы проживаем искушения, и как мы его проживаем. Если в нашей жизни присутствуют искушения, то Слава Богу, значит Господь с нами. А если все тихо, хорошо и гладко, значит что-то не так, как надо.

Святой Спиридон посетил один дом, спрашивает: «Ну как, вам хорошо?», они говорят, очень хорошо. –  Какое-нибудь искушение? Кто-нибудь заболел? – Нет, все в порядке, все хорошо. – Тогда Святой Спиридон сказал: «Срочно выходите из дому, так как в этом доме Бога нет!»  И как только они вышли, дом упал и дьявол его разрушил.

Мы должны радоваться, когда с нами происходят искушения и мы можем их пережить. Так как сказал Господь Своим ученикам: вы расстроитесь, вы будете сожалеть то, что Меня распнут, но вся ваша горечь и беда будет великой радостью, когда Я воскресну.