Торжество Православия

В первое воскресение Великого поста совершается так называемое Торжество Православия, установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.

По окончании Литургии служится молебен на середине храма перед иконой Спасителя и Божией Матери. Провозглашается молитва Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от церкви. Дьякон громко читает символ веры и произносит анафему, то есть отделяет от церкви тех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и возносит в молитве вечную память всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» живущим.

Что есть Православие? Истинное богопознание и богопочитание, поклонение Богу Духом и истиною, прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему, дарование человеку благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан. Где нет духа. Там нет православия.

Православие – учение Святого Духа, данное Богом человеку во спасение. Где нет Православия – там нет спасения. Драгоценное учение – учение Святого Духа!

Чтобы сохранить для нас этот залог, Святая церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас.

Как волков хищных, как змей смертоносных и убийц, Церковь отличает эти учения, охраняя нас от них и вызывая из погибели обольщённых ими, она предают анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.

Падшие духи стараются прикрыть богохульство великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенной философией. Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства.

Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определённостью христианство и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства.

Целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси.

По этой же причине, очень затруднительно обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, чем из неверия и идолопоклонства.

Ересь – это грех, совершаемый преимущественно в уме.

Ересь будучи грехом смертным, врачуется быстро и решительно, как грех ума, искренним, от всего сердца, преданием её анафеме. Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым святою Церковью от страшного недуха ереси. Это окончательно и вполне освобождает душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остаётся в духе человеческом и не перестаёт колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистреблённым сочувствием к ереси.

Духовная свобода, лёгкость, сила, которые непременно ощущаются на богослужении, свидетельствуют перед нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения.