Схимонахиня Мария (Капалина Марья Алексеевна) родилась 1 января 1916 года в деревне Белополье Вологодской губернии в верующей многодетной семье, где была самым младшим ребенком. Мать отошла ко Господу, когда девочке было семь лет. Она была младшим пятым ребенком в семье и единственной девочкой.
У мачехи была своя дочка, и не редко они обе подшучивали над набожной девочкой Марией, которая даже за стол боялась садиться не перекрестившись. Как вспоминала сама схимонахиня: «страх какой-то был за стол сесть не помолившись. Я уйду в другую комнату, там помолюсь, а потом и сажусь за стол. И так тихонько пальцем крест на столе сделаю. А отцу боялась пожаловаться. Его целый день дома нет, а мне потом что будет?». Не смотря на то, что с раннего детства приходилось делать взрослую работу, она никогда не роптала и уповала на Бога. Именно это воспитало ее спокойной, тихой труженицей, простой и любвеобильной женщиной. Весь мир вокруг себя она старалась успокоить, умиротворить. В последствие своих детей Мария Алексеевна всегда призывала к тому, чтобы в семье, в доме была тишина и покой.
После долгих испытаний детства и отрочества Мария нашла свою судьбу в селе Удельная Раменского района Московской области. Весной 1941 г. она вышла замуж и в тяжелые военные годы родила своего первого сына Николая. В период военного времени она постоянно ходила на богослужения в местный храм в Удельной, работала и воспитывала сына. После войны у нее родились еще три сына. Главная особенность ее жизни, которую вспоминают современники, Мария всегда молилась, даже во время повседневных дел в руках у нее был молитвослов. Часто в дом приходили гости, которым всегда были рады, и им она говорила: «давайте вместе помолимся». Господь услышал ее молитвы и помог вырастить прекрасных детей.
Митрополит Климент: «Я помню, маленькими были… Мы вставали все на молитву. Старший брат читал акафист святителю Николаю. Мы все молились. Мы радовались, что мы можем молиться. Мы радовались, что можно было ходить в храм. Большим горем было время, когда кто-то из нас заболеет, и на праздник надо было сидеть дома. Для нас пойти в храм всегда был праздник. Этот пример мы видели в маме, в родителях. Этот пример в нас зародил желание служить Богу.
У поколения наших родителей было хорошее качество – трудолюбие. Это помогло маме в жизни. Я ее не видел, чтобы она сидела, отдыхала. Все успевала сделать по дому, детей накормить, в школу проводить, да еще и в храм успевала ходить».
Она была исповедницей – терпела нападки от властей, которые запрещали водить детей в церковь, носить кресты и грозились лишить её материнства. Духовником семьи был старец Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – архимандрит Тихон (в схиме – схиархимандрит Пантелеимон (Агриков). Матушка Мария часто брала детей в Лавру, а впоследствии они самостоятельно ездили туда, вопреки преследованиям властей, стремящихся отвратить молодежь от Церкви. Будучи многодетной матерью, Марья Алексеевна никогда не была в праздности, всегда много трудилась и молилась.
Рано овдовев, Марии Алексеевне пришло поднимать детей своими руками. Ежедневно нужно было не только исполнять домашние работы, но и на жизнь зарабатывать. Время шить одежду оставалось только ночью. Удивительно, как на все Господь давал ей силы.
Митрополит Димитрий: «Она нас всегда приучала к труду. Придем домой, хочется погулять, куда-то побежать. Она говорит, давайте, прополите грядки и пойдете. А потом добавляла молитву – прочитайте акафист, я вам пироги напеку. Для каждой матери, да и вообще христианина важно правильное понимание любви. Любовь – это когда человек себя отдает другому, восполняет другого человека».
В то время схимонахиня Мария перенесла сильную болезнь сердца – три инфаркта. Дети были еще маленькие. Советская власть хотела забрать их, но она постоянно молилась, чтобы их Господь не оставил. Молиться она увещевала и их самих. Ее вера и молитва помогла пережить все испытания. Особо ей помогла Пречистая Дева Мария, которая не раз являлась Марии в образе иконы Богородицы «Коронование». Матерь Божия внушала ей: «молись, по молитвам Господь спасет и тебя, и детей». В последствие, монахини одного женского монастыря написали и подарили ей такую икону, так как в доме такой никогда не было.
Отличительной чертой ее семьи было гостеприимство. Всех принимали, особенно богомольцев, старались накормить, угостить. Многие к ним шли, потому что там было тепло от молитвы и любви. Уют в доме был в простоте и молитвенности, которую создавала материнская любовь и доброта.
Матушка Мария с сыновьями очень часто ездили молиться в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Не смотря на легкость пути в монастырь, часто добраться на богомолье с детьми ей было не просто. Иногда просто высаживали из электрички, узнав, что она едет с детьми в монастырь.
Прошли годы. Все сыновья стали иерархами и священнослужителями Русской Православной Церкви. Старший сын Николай стал протоиереем Московского храма, а в последствие принял постриг с именем Пафнутий. Второй сын Виталий стал архимандритом Василием и долгое время до своей кончины в 2006 году прослужил в Солнечногорске. Третий сын Герман – ныне митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви – официального коллегиального органа исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви, Член Высшего Церковного Совета РПЦ, ректор Калужской духовной семинарии. Четвертый сын Алексей – митрополит Тюменский и Тобольский Димитрий, ректор Тобольской духовной семинарии.
Вся жизнь схимонахини Марии была самоотверженным служением Богу. Преданность воли Божией привела её в 2003 году в Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, где был открыт её монашеский постриг, а затем получен и схимнический. Имея в монастыре такую молитвенницу, обитель духовно обогатилась, её жизнь и её молитвы явились примером не только для сестер монастыря, но и для всех знавших её людей.
Как-то у схимонахини Марии спросили, какое бы она дала наставление современной молодежи? Она сказал очень просто: «Всем надо быть в вере, в любви, никогда не ссориться. И чтобы никто не говорил: «я его не люблю». Люди все хорошие, чтобы это понять, надо самим хорошими быть…».
Схимонахиня Мария – современная подвижница благочестия. «Свет для человеков – монашеское житие» – писал богомудрый автор Лествицы. Свет жизни схимонахини Марии будет светить и поддерживать нас до конца наших дней.