УЧАСТИЕ РУКОВОДСТВА ПАНСИОНА «ОТРАДА» И ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО ЧЕРНООСТРОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В XI ОБЩЕЦЕРКОВНОМ СЪЕЗДЕ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СЛУЖЕНИЮ

13 ноября 2023 года монахиня Серафима (Тубольцева), директор детского православного пансиона семейного типа «Отрада» и монахиня Георгия (Полякова), директор ЧОУ «Православная гимназия Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря приняли участие в работе сессии «Помощь Церкви детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации» XI Общецерковного Съезда по Социальному Служению.

Сессия «Помощь Церкви детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации» началась в общей панельной дискуссии, на котором присутствовал Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, управляющий Восточным викариатством города Москвы[2], глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви[3], духовник Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия[4], руководитель и духовник православной службы помощи «Милосердие». После общего заседания участники сессии разошлись по четырем круглым столам, где обсуждали проблемы оказания помощи детям-сиротам в приемных семьях, в церковных и монастырских приютах.

На одном из круглых столов сессии монахиня Серафима представила выступление об организации духовно-нравственного воспитания и образования в пансионе «Отрада». Рассказала об истории возникновения приюта, об условиях поступления детей в пансион в начальный период его работы и сегодня, о развитии пансиона «Отрада», о результатах успешной социальной реабилитации детей, о выпускницах, получивших профессиональное образование, устроившихся в жизни, которые сегодня создают семьи и приезжают в монастырь уже вместе со своими детьми.

На круглых столах сессии «Помощь Церкви детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации» обсуждались хорошо знакомые руководству приюта «Отрада» и Православной гимназии проблемы организации образования и духовно-нравственного воспитания детей-сироты. Во-первых, этот недостаток педагогических кадров для работы с детьми-сиротами. Во многом недостаток квалифицированных кадров – это результат длительного периода падения социального и экономического статуса педагога в нашем обществе.

Квалифицированный педагог – это всегда убежденный педагог, получивший хорошее образование, умеющий работать  с детьми. В отношении детей-сирот он должен понимать их специфику, психологические особенности, знать, что от них можно требовать, как им можно помочь. Таких кадров сегодня мало. А для церковных и, в частности, монастырских приютов, таких людей сложно не только привлечь, но и просто найти.

Вторая важная проблема – это качество педагогических кадров. Чаще всего даже высококвалифицированные педагоги малоподготовлены к духовно-нравственному воспитанию детей в русле Православной традиции, так как сами с ней малознакомы на практике. Даже относительно воцерковленные учителя, живущие в миру, чаще всего привыкли жить по двойным моральным стандартам – церковным и принятым как допустимые в более широких кругах общества. Приходя в церковный или монастырский приют они порой неосознанно передают такое понимание моральных стандартов и своим ученикам, не задумываясь о том, к каким это может привести разрушительным последствиям в  жизни этих детей, да и вообще во всей системе духовно-нравственного воспитания в приюта. Единственное возможное решение этой проблемы – это единство в работе учителей и монастырского, церковного руководства приюта, осуществляющего духовную поддержку такой педагогической деятельности.

Третья важная проблема – это контингент детей, которые сегодня чаще всего оказываются в церковных и монастырских приютах. В течение 2000-2010-х годов установилось убеждение, что универсальным решением проблем всех детей-сирот  является их передача в замещающие семьи, в первую очередь многодетные. И в церковные и монастырские приюты с какого-то времени стали попадать уже в основном дети, от которых такие семьи отказываются, так как с ними не справляются, или они становятся ненужными. В основном это дети больные, чаще всего психически, имеют психотравму. Опыт показывает, что приюты лучше справляются с социальной, медицинской и психологической реабилитацией таких «сложных» детей, находят в них таланты и дают им возможность развиваться, получать образование, находить свою дорогу в жизни, устраивать уже свои семьи.

Также на круглых столах говорилось о необходимости создания методического и организационного объединения церковных и монастырских приютов, чтобы обеспечить взаимодействие и взаимопомощь, в том числе в развитии талантливых детей, чтобы обеспечить возможность для них при получении хорошего высшего образования не потеряться в жестких условиях мира, а сохранить возможность жить в привычной с детства духовно-нравственной среде.

14 ноября 2023 года директор пансиона «Отрада» монахиня Серафима и директор Православной гимназии Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря монахиня Георгия организовали круглый стол уже в Малоярославце для педагогов гимназии и пансиона. Они кратко рассказали содержание докладов и дискуссии сессии «Помощь Церкви детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации», предложили высказаться учителям гимназии и воспитателям пансиона «Отрада». Главный вывод Малоярославецкого педагогического круглого стола по помощи детям-сиротам – это необходимость единства педагогического коллектива, наемных работников гимназии, и руководства пансиона и монастыря, чтобы общими усилиями помогать детям-сиротам.