У Бога все живы

Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы от добродетелей и добрых дел? Тогда правы были бы говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрём» (1 Кор.15:32), то есть  будем пользоваться всеми благами земными, брать от жизни все и т.д.)

После смерти человеческая душа продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновенье. Души праведников спустя 40 дней оказываются с состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а души грешников – в страхе вечных мучений, которые во всей полноте начнутся  после Страшного суда. До его наступления все же возможно изменить их участь, но только тем, кто еще жив, усердной домашней молитвой и церковными молитвами: на Проскомидии, на Панихиде, на заупокойных богослужениях. Полезны  добрые дела, творимые в их воспоминание: милостыня или пожертвование на Церковь.

Поэтому, самое лучшее и большее, что мы можем сделать для усопшего, это молиться о нем на Божественной Литургии. Наша молитва необходима, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно видит собравшихся близких, но не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Душа чувствует лишь молитвы, приносимые за неё, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. Родным и близким покойного следует использовать средства не на внешнее украшение гроба и могилы, а на дела милосердия, милостыню нуждающимся в память об умершем, на храмы, где за него возносятся молитвы. Будем милосердны к усопшим, позаботимся об их душах. Тот же путь лежит и перед нами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…

Молитва об усопшем: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения вольныя и невольныя и даруй ему Царствие Небесное» (Крестное знамение).